01.02.2022
Ранняя
профориентация дошкольников
– первая ступень в развитии самоопределения
ребенка и фундамент для оформления его
профессиональных
предпочтений.
Основная цель ранней профориентации для дошкольников заключается в развитии эмоционального отношения ребенка к миру профессий, открытии перед ним возможностей для проявления себя в разных видах деятельности.
Если все это реализовано успешно, у детей формируются соответствующие навыки, а также уважение к труду в любой сфере, расширяется кругозор, выявляются способности, увлечения и интересы.
Таким образом, главная задача знакомства воспитанников ДОУ с профессиями – подготовка к осознанному самоопределению, дальнейшему самостоятельному планированию, анализу и реализации своего трудового пути.
01.02.2022
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года):
формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;
развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет):
формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;
формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
формировать первичные представления о мотивах труда людей;
формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
учить сравнивать профессии;
учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет):
расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
систематизировать знания о труде людей в разное время года;
знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет):
расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
01.02.2022
Планируемые результаты для детей
К моменту завершения дошкольного образования:
Ребенок будет иметь представления о мире современных технических профессий нашего региона;
Ребенок будет уметь выделять структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); иметь положительное отношение к разным видам технического труда;
Ребенок сможет моделировать в игре отношения между людьми разных профессий;
Ребенок будет иметь определенные знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);
У детей сформируется первоначальные представления о финансовой культуре.
К завершению дошкольного образования:
Ребенок будет чётко осознавать, что труд — основа жизни, любой труд — это хорошо, плохо — сидеть без дела;
Ребенок будет знает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
Ребенок будет понимать, что бережливость и экономия — это разумное отношение к расходам, умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.
Планируемые результаты для педагогов:
Сформируется система работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста 3-7 лет (включительно);
Активизируется творческий потенциал педагогов;
Возрастет профессионализм педагогов в вопросах экономического воспитания и развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста;
Сформируется методическая база по формированию основ технической грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Планируемые результаты для родителей (законных представителей):
Повысится уровень компетенции родителей (законных представителей) в вопросах ранней профориентации дошкольников, воспитания финансовой культуры, формирования основ технической грамотности;
Появится возможность родителям (законным представителям) увидеть своего ребенка в новой деятельности, оценить его способности.