ДОП ПРОГРАММА ИГРАЙ-КА

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик Программы
1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи Программы

10

1.3. Воспитательный потенциал Программы

12

1.4. Содержание

Программы:

учебный

план,

содержание

учебного плана
1.5. Планируемые результаты

13

18

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график

20

2.2. Условия реализации Программы

21

2.3. Формы аттестации и контроля

26

2.4. Список литературы (для педагога, детей и родителей)

28

Раздел 3. Приложения
3.1. Лист корректировки

29

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ИГРАЙ-КА» (далее - Программа) составлена в соответствии с:
1. Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на
14.07.2022);
2. Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31.07. 2020);
3. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
4. Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
5. Национальным проектом «Образование» - Паспорт утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 №216);
6. Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 г. 996-р;
7. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р;
8. Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» - Приложение к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
9. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
10. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от

3

09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
11. Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительногообразования детей»;
12. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
13. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая разноуровневые программы)»;
14. Об образовании в Республике Крым: законом Республики Крым от
06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019).
15. Методическими рекомендациями для педагогических работников и
руководителей образовательных организаций Республики Крым,
реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие
программы
различной
направленности
«Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»,
Симферополь, ГБОУДПО РК КРИППО,2021;
16. Приказом Министерства образования, науки и молодёжи РК от
09.12.2021г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
17. Уставом МБДОУ «Детский сад №15 «Дельфин» г. Керчи;
18. Нормативными локальными актами, регламентирующими порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам.
Программа является модифицированной и составлена в соответствии
парциальной программой физического развития детей дошкольного возраста
«Развитие через движение: формирование двигательных способностей детей
3-7 лет» О.Б. Соковиков, Л.А. Новикова, Т.В. Левченкова, 2022 г.,
рекомендованной Министерством просвещения РФ, и с учетом
концептуальных положений авторской программы «Театр физического
воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного
возраста» Н.Н. Ефименко, 2014 г.
4

Направленность Программы «Играй-ка» - физкультурно-спортивная.
Программа нацелена на повышение оздоровительного воздействия средств
физического воспитания на подрастающее поколение, формирование у детей
здорового образа жизни, индивидуальных способностей, создание надежного
фундамента их физической подготовленности для дальнейшей жизни.
Актуальность программы обусловлена потребностями современного
общества и образовательным заказом государства в области физического
развития детей дошкольного возраста.
Несмотря на продуманность и эффективность действующей системы
дошкольного физического воспитания, ее слабым звеном является именно
спортивно-оздоровительный
компонент
как
наиболее
значимый,
формирующий основу физической подготовленности и адекватного
двигательного опыта.
В условиях современного дошкольного образования уровень
физических кондиций детей, а следовательно, и качество их здоровья,
остаются недостаточными и прогрессивно ухудшаются.
Многообразие требований к организации спортивно-оздоровительной
физической культуры в дошкольных образовательных организациях (ДОО),
особенности морфофункциональных состояний детей (динамичность и
подвижность, гетерохронность развития систем организма, неоднозначность
индивидуальных возможностей и мотиваций и др.), частое отсутствие
согласования психофизиологических возможностей и желаемых проявлений
физических качеств нуждается в новых подходах к рационализации методики
физкультурных занятий.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что в
предлагаемой программе предпринята попытка принципиально иного
научно-методологического подхода к физическому направлению развития
детей, основанного, прежде всего, на природосообразности предлагаемых
методических принципов, театрализации педагогического процесса и
личностно-ориентированной модели физического воспитания дошкольников.
Отличительные особенности программы в том, что содержание и
авторский эволюционный метод максимально отражают общие
биологические, природные закономерности развития ребёнка, убирают даже
максимальные риски, связанные с предъявлением к педагогам требований по
организации физических нагрузок для дошкольников, исчерпывающим
5

образом обеспечивают индивиализацию процесса – возможность построения
индивидуальной траектории физического развития для каждого ребёнка, с
учётом разброса возможностей у детей, находящихся в одном возрастном
периоде.
Педагогическая целеобразность. В данной программе в достаточной
мере учтено значительное положительное влияние двигательной игровой
активности детей на другие важные направления их развития (познавательноречевое, художественно-эстетическое, социально-личностное). В связи с
этим предусмотрены конкретные задачи (соответственно, формы, средства и
методы), которые выходят за рамки только двигательной абилитации и
направлены на общее развитие личности ребенка. Суть данного положения
заключается в том, что родители таких детей будут иметь возможность
использовать программу (хотя бы частично) для самостоятельной
организации адаптивного физического воспитания детей и в домашних
условиях.
Адресат Программы: воспитанники МБДОУ в возрасте от 5 до 7 лет.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного
возраста необходима для правильной организации образовательного
процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
В связи с тем, что внутри каждой возрастной группы разброс по
состоянию психофизического развития и здоровья детей в целом достаточно
широкий, сдержание занятий по физической культуре следует формировать
индивидуально-дифференцированно,
ориентируясь
на
возрастные
особенности детей.
Старший возраст (5-6 лет) отличают следующие психофизические
особенности:
- в позвоночном столбе продолжает формироваться естественный
поясничный лордоз, являющийся приспособительной реакцией на
вертикализацию тела ребенка и возрастающие гравитационные нагрузки;
- в этом плане заметно усиливается значение вертикальных основных
двигательных режимов, где главные физические нагрузки приходятся на
поясницу, таз и нижние конечности (ходьбовый, лазательный, беговой и
прыжковый двигательные режимы);

6

- заметно увеличивается окружность грудной клетки, что связано с
усилением двигательной активности детей и необходимостью обеспечения
кислородом окислительных процессов в организме;
- стопы приобретают оптимальную сводчатую структуру (два
продольных и один поперечный своды), что позволяет полноценно
формировать опорную, рессорную, балансировочную и перекатную функции
стоп;
- в связи со значительным увеличением двигательной активности детей
(объема выполняемых движений) увеличивается дееспособность основных
функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной,
терморегуляторной и др.);
- дети способны к освоению более сложных и глобальных
двигательных действий: плавания, езды на велосипеде, передвижения на
лыжах, лазания по относительно высоким конструкциям, катания на
роликовых коньках, подскокам на одной ноге и со скакалкой;
- дети уже более склонны к усложнению двигательно-игровых заданий;
- возрастает аспект активности, самостоятельности, креативности
(творчества): это предопределяет постепенное снижение авторитарной
составляющей педагогики (когда единовластным режиссером занятия был
педагог, а дети пассивно-активно исполняли его волю) и увеличение роли
самих детей в проведении занятия, творческого решения предусмотренных в
игровом сюжете заданий; сюжетно-ролевая форма занятия в виде
физкультурной сказки достигает своего апогея и является самой
эффективной в этом возрасте;
Необходимо также отметить, что в старшей группе актуализируется
значение материально-технического обеспечения на занятиях по физической
культуре (следует активнее применять различное физкультурное
оборудование и тренажеры, а также создавать с их помощью развивающую
предметную среду).
Подготовительный возраст (6-7 лет) – является финальным в
педагогике дошкольного детства и отличается следующими особенностями:
- головной мозг ребенка заканчивает свое анатомическое и
физиологическое формирование;
- появляются более стойкие иммунные реакции (в большей степени
включаются защитные силы организма) – это позволяет в определенной
степени интенсифицировать закаливающие мероприятия;
- ребенок постепенно переходит на режим питания взрослого;
начинается смена молочных зубов;
7

- наблюдается интенсивное увеличение роста до 6-10 см в год (первый
скачок роста);
- становление естественной (физиологической) осанки у дошкольников
в целом завершается (это выражается в оптимальном соотношении лордозов
и кифозов в сагиттальной плоскости);
- в то же время у многих детей наблюдается формирование первичной
сколиотической осанки (искривление позвоночного столба во фронтальной
плоскости): возрастает роль упражнений коррекционно-профилактической
направленности (усиливается адаптивный аспект физического воспитания);
- в значительной степени усиливается значение нижних спинальных
образований (пояснично-крестцовой области), а также сегментов, которые
они курируют: области живота, тазового пояса и нижних конечностей;
- усиливается потребность детей в соревновательной (состязательной)
деятельности (становятся актуальными такие формы физического
воспитания, как подвижные игры, эстафеты и соревнования, включая
физкультурные праздники и Малую олимпиаду);
- увеличивается роль индивидуальной (личностной) активности детей в
рамках определенного педагогом двигательно-игрового сюжета – все
большее значение приобретают нестандартные, неординарные формы
двигательных проявлений детей, оригинальных (креативных) решений
моделируемых педагогом творческих задач (препятствий); теперь педагог все
в большей степени осуществляет не столько направляющую, сколько
контролирующую функцию.
Объём и срок освоения программы. Программа «Играй-ка»
рассчитана на 1 год обучения, 72 часа (2 раза в неделю).
Уровень программы – ознакомительный (стартовый).
Формы обучения – очная. Учебно-тематический материал Программы
распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного
расщирения практических знаний, умений и навыков.
В данной Программе руководитель, исходя из интересов детей, уровня
их подготовки и конкретных задач, может изменить последовательность
изложения материала, самостоятельно распределить часы и орпределить
конкретные формы занятий.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия
проходят в спортивном зале в стиле «физкультурная сказка», физкультурные
8

коррекционные этюды с применением индивидуально-дифференцированного
подхода с детьми одного возраста.
Наполняемость в группе составляет 10-15 человек. Состав группы
постоянный.
Формы обучения и виды занятий.
Способы организации детей
на занятии относятся:
фронтальный,
подгрупповой,
индивидуальный,
поточный,
посменный,
круговой
тренировки.
Виды занятий, используемые для реализации программы:
- Сюжетные
- Игровые
- Тематические
- Контрольно-учетные
Режим занятий. Занятия проводятся согласно расписания, 2 часа в
неделю, 72 часа в год.
Продолжительность НОД в группах разного возраста осуществляется в
соответствии с СанПиНом 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы в
дошкольных организациях»:
- в старшей группе (5-6 лет) – не более 25 мин;
- в подготовительной к школе группе (6 -7 лет) – не более 30 мин.

9

1.2.

Цели и задачи реализации Программы

Цель Программы – использование возможностей физической культуры
для формирования здоровой, всесторонне развитой, гармоничной личности,
успешно адаптирующейся в обществе и максимально эффективно и полезно
реализующей свою индивидуальную жизненную программу.
Внедрение данной программы направлено на решение таких задач:
1. Общеоздоровительные:
• укреплять защитные силы организма (иммунитета) и адаптивные
возможности ребенка к изменениям внутренней среды (частоты дыхания,
частоты сердечных сокращений, состояния крови и кровотока, вирусным
инфекциям, эмоциональным стрессам и др.), а также к негативным
факторам внешней среды (резким колебаниям температуры воздуха в
сторону похолодания или жары, холодной воде, наличию ветра, дождя,
изменениям солнечной и корково-земной активности, перепадам
атмосферного давления и т.д.);
• стимулировать основополагающие функциональные системы организма
(опорно-двигательной,
сердечно-сосудистой,
дыхательной,
терморегуляционной, выделительной и др.).
2. Коррекционно-профилактические:
• проводить профилактику нарушений психофизического развития детей
(основной принцип профилактики: не навреди!);
• корректировать имеющиеся двигательные нарушения.
3. Воспитательные:
 вырабатывать осознанную потребность в регулярных занятиях физической
культурой;
 формировать мировоззрение здорового образа жизни;
 прививать культуру личной гигиены (режим дня, питание, отдых, уход за
телом, волосами, а также личным бельем, полотенцами, постельными
принадлежностями, посудой и др.);
 воспитывать у детей личностные качества, связанные с лучшими
человеческими проявлениями во всех сферах жизни.
4. Развивающие:
 развивать такие физические качества как: сила, быстрота, гибкость,
выносливость, точность, координация и равновесие, а также их сочетания
(скоростно-силовые способности, скоростная и силовая выносливость,
координированная сила и т.д.);
10

5. Обучающие:
 осваивать основные двигательные режимы: водного (плавательного),
«лежачего»,
ползательного,
«сидячего»,
стоячего,
ходьбового,
лазательного, бегового и прыжкового;
 формировать
навыки
безопасной
жизнедеятельности
(ОБЖ),
профилактики травматизма во время занятий физической культурой или
самостоятельной двигательно-игровой активности.
Представленное деление задач на отдельные подгруппы в достаточной
степени условно, поскольку почти всегда, решая какую-либо одну задачу,
педагог косвенно (частично, опосредованно) содействует решению и иных
задач. Целесообразно говорить о так называемой педагогической пластике,
предусматривающей интегрированный подход в решении комплекса стоящих
перед педагогом задач.

11

1.3. Воспитательный потенциал Программы
Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний
опыт становления и направлена на решение основных социально значимых
задач: укрепление здоровья людей, физическое и двигательное развитие и
воспитание, формирование у них высоких нравственных качеств. Она
относится к самым гуманным социальным институтам, так как связана с
основной ценностью природы и общества – с человеком, его здоровьем,
физическим и духовным развитием. Обращенность к формированию
личности человека – одна из отличительных особенностей современного
состояния системы физического воспитания.
В системе физического воспитания особое внимание уделяется
дошкольному возрасту, поскольку на этом этапе развития у человека
закладывается потенциал физических возможностей, которые могут быть
реализованы в различных сферах деятельности.
Через движения ребенок познает мир, развиваются его воля,
самостоятельность, дисциплинированность, коллективизм. Накопление
двигательного опыта, развитие силы, координации, выносливости и других
способностей помогают ему овладеть трудовыми действиями, приучают к
точному выполнению различных заданий.
Триединство понятия здоровья, как состояние физического, душевного
и социального благополучия требует от работников системы дошкольного
образования нового осмысления целей, задач и содержания образования в
самом важном для формирования человека – дошкольном возрасте.
Здоровье (физическое, психическое, нравственное) – это комплексное и,
вместе с тем, целостное, многомерное, динамическое состояние,
развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях
конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в
различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

12

1.4.

Содержание программы
Учебный план

15

Количество
занятий в
неделю
2

Количество
занятий в
месяц
8

Количество
занятий в
год
72

15

2

8

72

15

2

8

72

15

2

8

72

15

2

8

72

Количество
№ Возрастная группа
детей
1
2
3
4
5

Старшая группа
№1 «Жемчужина»
Старшая группа
№2 «Русалочка»
Старшая группа
№3 «Семицветик»
Подготовительная
№ 1 «Ромашка»
Подготовительная
№ 2 «Барвинок»

Содержание учебного плана
Старшая группа (5 – 6 лет)
№

Месяц

1

Сентябрь

2

Октябрь

3

Ноябрь

Количе
Виды деятельности
ство
часов
- мониторинг физического развития и двигательной
8
подготовленности детей
- преимущественное освоение «сидячего» основного
8
двигательного режима
- освоение стоячего основного двигательного режима
- формирование ручной предметно-манипулятивной
деятельности
- развитие мышц тазовой области и частично ног
- развитие гибкости в тазовом поясе и ногах
- развитие стато-динамического равновесия в положении
сидя и стоя
коррекция
имеющихся
нарушений
осанки
(сколиотической,
сутуловатой,
кифотической,
лордотической осанки)
- коррекция стопных нарушений (полой стопы,
косолапия, плоскостопия, плоско-валгусной стопы и др.)
- преимущественное освоение ходьбового основного
8
двигательного режима
- освоение лазательного, бегового и прыжкового
13

4

Декабрь

5

Январь

6

Февраль

7

Март

основного двигательного режима
- развитие мышц тазового пояса и ног
- развитие быстроты ножных движений при ходьбе,
частично – при беге
- развитие общей выносливости
- развитие ориентировки в малом и большом
пространстве
- коррекция стопных нарушений
- освоение «лежачего», ползательного и «сидячего»
основного
двигательного
режима
основного
двигательного режима
- преимущественное освоение стоячего основного
двигательного режима
- формирование ручной предметно-манипулятивной
деятельности
- развитие силы мышц живота, поясницы и тазового
пояса
- коррекция нарушений осанки у детей в лежачегоризонтированных положениях
- освоение стоячего и ходьбового основного
двигательного режима
- преимущественное освоение лазательного основного
двигательного режима
- развитие силы мышц ног
- развитие глобальной координации движений между
туловищем и конечностями
- развитие ориентировки в малом и среднем
пространстве
- преимущественное освоение бегового основного
двигательного режима
- освоение прыжкового основного двигательного
режима; развитие силы мышц нижних конечностей
- развитие быстроты ног в беге
- формирование опорной, рессорной и перекатной
функций стоп
- частичное развитие скоростной выносливости
- освоение ползательного, «сидячего» и стоячего
основного двигательного режима
- преимущественное освоение ходьбового основного
двигательного режима
- формирование ручной предметно-манипулятивной
деятельности
- преобладающее развитие силы мышц туловища
14

8

8

8

8

8

Апрель

9

Май

- развитие силы мышц нижних конечностей
- развитие подвижности в тазовом поясе и ногах
- коррекция нарушений осанки у детей в
четырехопорных положениях
- коррекция стопных нарушений
- освоение лазательного основного двигательного
режима
- преимущественное освоение бегового основного
двигательного режима
- освоение прыжкового основного двигательного режима
- развитие глобальной координации движений между
туловищем и конечностями
- развитие скоростно-силовых способностей таза и
нижних конечностей
- развитие скоростной выносливости
- развитие общей выносливости
- повышение дееспособности кардио-респираторного
комплекса детей
- преимущественное освоение прыжкового основного
двигательного режима
- развитие силы и частично силовой выносливости
тазового пояса и ног
- развитие скоростно-силовых способностей таза и
нижних конечностей
- мониторинг физического развития и двигательной
подготовленности детей
Итого количество часов

8

8

72

Подготовительная группа (6 – 7 лет)
1

Сентябрь

2

Октябрь

3

Ноябрь

- мониторинг физического развития и двигательной
подготовленности детей
- освоение «сидячего» основного двигательного режима
- преимущественное освоение стоячего основного
двигательного режима
- формирование ручной предметно-манипулятивной
деятельности
- укрепление мышц груди, живота и спины, а также
частично тазового пояса
- коррекция имеющихся нарушений осанки у детей в
положении сидя и стоя
- освоение ходьбового основного двигательного режима
- преимущественное освоение лазательного основного
15

8
8

8

4

Декабрь

5

Январь

6

Февраль

двигательного режима
- освоение бегового и прыжкового основного
двигательного режима
- развитие силы мышц нижней части туловища, таза и
ног
- развитие быстроты движений ног и прыгучести;
формирование ножной предметно-манипулятивной
деятельности
- развитие стато-динамического равновесия
- развитие ориентировки в среднем и большом
пространстве
- развитие общей выносливости
- повышение дееспособности кардио-респираторного
комплекса
- освоение «лежачего», ползательного, «сидячего»
основного двигательного режима
- преимущественное освоение стоячего основного
двигательного режима
- формирование ручной предметно-манипулятивной
деятельности
- развитие силы мышц туловища и тазового пояса
- развитие статического равновесия на возвышенной,
ограниченной, неустойчивой опоре
- коррекция имеющихся нарушений осанки у детей в
лежаче-горизонтированных положениях
освоение
стоячего,
ходьбового
основного
двигательного режима
- преимущественное освоение лазательного основного
двигательного режима
- частичное освоение бегового основного двигательного
режима
- формирование ручной предметно-манипулятивной
деятельности
- развитие силы и быстроты ног
- развитие глобальной координации между туловищем и
конечностями
- развитие стато-динамического равновесия на
относительно большой высоте над опорой
- развитие ориентировки в среднем
и большом
пространстве
- коррекция имеющихся у детей стопных нарушений
- преимущественное освоение бегового основного
двигательного режима
16

8

8

8

7

Март

8

Апрель

9

Май

- освоение прыжкового основного двигательного режима
- развитие скоростно-силовых проявлений в мышцах
таза и нижних конечностях
развитие
ножной
предметно-манипулятивной
деятельности
- развитие абсолютной скорости бега на короткие
дистанции, мощности стартового разгона, частично –
прыгучести
- освоение «сидячего» и стоячего основного
двигательного режима
- преимущественное освоение ходьбового основного
двигательного режима
- формирование ручной предметно-манипулятивной
деятельности
- развитие силы мышц туловища, таза и нижних
конечностей
- развитие общей выносливости
- коррекция имеющихся у детей стопных нарушений
- освоение лазательного основного двигательного
режима
- преимущественное освоение бегового основного
двигательного режима
частичное
освоение
прыжкового
основного
двигательного режима
- развитие скоростной выносливости в беге на короткие
и средние дистанции
- развитие абсолютной быстроты в беге
- развитие прыгучести
- развитие общей выносливости
- повышение дееспособности кардио-респираторного
комплекса детей
- преимущественное освоение прыжкового основного
двигательного режима
- развитие скоростно-силовых способностей тазового
пояса и ног, прыгучести
- развитие силовой выносливости мышц ног
- развитие общей выносливости
- повышение дееспособности кардио-респираторного
комплекса детей
- мониторинг физического развития и двигательной
подготовленности детей
Итого количество часов
17

8

8

8

72

1.5. Планируемые результаты
Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые
представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного
образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность
развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его
непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности
дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного
образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения
ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными
требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных
достижений и обусловливают необходимость определения результатов
освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
В предлагаемой Программе они разработаны в соответствии с
требованиями ФГОС ДО к освоению образовательной области «Физическое
развитие».
Целевые ориентиры физического развития на этапе завершения
дошкольного образования (согласно ФГОС ДО):
– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в
том числе двигательной; способен выбирать себе род занятий, участников по
двигательным играм;
– ребенок обладает установкой положительного отношения к
двигательной активности;
– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных двигательных играх; способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя,
старается разрешать конфликты во время двигательных игр;
– ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в
двигательной деятельности;
– у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в двигательной деятельности; может
18

соблюдать правила безопасного поведения во время физических упражнений
и двигательных игр, правила личной гигиены;
– осознает пользу занятий физической культурой, ее роль в сохранении
и укреплении здоровья;
– осознает необходимость здорового образа жизни, стремится к нему;
– владеет гимнастическими упражнениями;
– у ребенка сформировано целостное восприятие своих потенциальных
возможностей.
Итогом освоения программы является:
1) Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации,
силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания
скорости и силы, равновесия.
2)
Улучшение техники выполнения различных видов основных
движений, оптимально возрастным нормам.
3) Развитие креативных способностей в двигательной сфере.
4) Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты реакции,
памяти, воображения.
5) Развитие эмоциональной сферы, нравственно-волевых черт, чувств
сопереживания, коммуникативных способностей.
6) Развитие речи (словарь, звуковая культура речи).

19

2. Комплекс организационных педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года: 1 сентября 2022 года
Конец учебного года: 31 августа 2023 года
Структура учебного года
1 сентября – 16 сентября

Образовательный период,
выявление стартового потенциала
воспитанников (педагогическая
диагностика-мониторинг)

3 недели

19 сентября – 07 октября

Образовательный период

3 недели

10 октября – 14 октября

«Творческие каникулы»

1 неделя

17 октября – 30 декабря

Образовательный период

11 недель

31 декабря – 8 января

Новогодние каникулы

1 неделя

9 января – 22 февраля

Образовательный период

7 недель

27 февраля – 7 марта

«Творческие каникулы»

1 неделя

9 марта – 5 мая

Образовательный период

9 недель

11 мая – 31 мая

Образовательный период,
выявление итогового потенциала
воспитанников (педагогическая
диагностика)

3 недели

1 июня – 31 августа

Летний оздоровительный период

13 недель

Длительность образовательного периода

20

36 недель

2.2. Условия реализации Программы
Кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительной
общеобразовательной программы осуществляется педагогом
дополнительного образования Блохиной Натальей Валериевной,
педагогический стаж 27 лет. Прошла переподготовку по теме
«Педагогическое образование: педагог дополнительного образования детей и
взрослых», 320 ч.
Материально-техническое обеспечение

Вид помещения
Музыкальноспортивный зал

Оснащение
- шведская стенка
- ковровое покрытие
- маты разных размеров
- скамейки
- музыкальный центр
- проэктор

Тренажёрный зал - мягкие спортивные модули
- тренажёры
- доска с ребристой поверхностью
- гимнастическая наклонная доска
- обруч (d 100 см)
- обруч (d 60 см)
- мячи резиновые
- мячи малые (d 6 см)
- мяч и набивные (1 кг)
- фитболы (d 65 см)
- гимнастические палки
- утяжелители для рук весом 200 гр.
- скакалки гимнастические
- кегли
- разноцветные кубики
- кольцеброс
- лестница для бега
21

Количество
4 шт.
1 шт.
4 шт.
6 шт.
1 шт.
1 шт.
2 набора
5 шт.
1 шт.
1 шт.
2 шт.
15 шт.
15 шт.
30 шт.
6 шт.
6 шт.
15 шт.
20 шт.
15 шт.
20 шт.
30 шт.
3 шт.
1 шт.

- игровой парашют
- канат
- конусы с отвертиями
- дуги
Кабинет педагога - ноутбук
дополнительного - плантограф для диагностики стопных
нарушений
образования

1 шт.
2 шт.
4 шт.
4 шт.
1
1

Методическое обеспечение образовательной программы
Особенности организации образовательного процесса. Обучение по
Программе происходит в очном формате.
Основные методы обучения.
- Эволюционный метод несет в себе соответствующую последовательность
освоения детьми основных двигательных режимов (от «лежачего»
двигательного режима – до бегового и прыжкового).
- Метод повторно-кольцевого построения занятия предусматривает, что
каждое занятие по физической культуре должно строиться на основе
эволюционного ролика, всякий раз как бы повторяя эволюцию в миниатюре:
лежание-ползание-сидение-стояние-ходьба-лазание-бег-прыжки.
- Метод первичности расслабления (релаксации, высвобождения энергии)
предполагает, что в начале любой формы физического воспитания
дошкольников необходимо добиться общего психофизического расслабления
(сознания, а также скелета и мышечного корсета в целом) ребенка, что
позволит жизненной энергии двигаться свободно и создавать в теле и
сознании необходимый энергетический ресурс для предстоящих активных
двигательно-игровых действий.
- Метод основных двигательных режимов как база содержания физического
воспитания дошкольников.
- Метод предметности (предметно-манипулятивной деятельности) даёт нам
возможность сформулировать такое важное направление в физическом
воспитании
детей,
как
предметно-манипулятивная
деятельность,
подразумевающая различные целевые манипуляции (головой-шеей, рукамикистями, туловищем и ногами) с всевозможными предметами.
22

- Тотальный игровой метод – подразумевает не фрагментарное
использование игры или игровых приемов в процессе занятия, а игровой
стиль на протяжении всего занятия по физической культуре, а также
предваряя занятие и после него.
- Метод театрализации физического воспитания дошкольников:
физкультурное занятие рассматривается не как стандартное учебное
действие, а как спектакль, как театрализованное действо, как своеобразная
физкультурная сказка.
- Метод типологической подгруппы – предполагает преимущественное
проведение занятия по физической культуре по подгруппам (до 10-15 чел),
сформированным на основе схожести показателей психофизического
развития детей.
Ниже приведены традиционные (отмечены значком•) и инновационные
(отмечены значком*) формы организации образовательного процесса,
используемые для реализации данной Программы:
* сюжетное занятие в стиле «забавные физкультуринки»;
* сюжетное занятие в стиле «физкультурная сказка»;
• игровое занятие с использованием подвижных игр (народные,
спортивные, авторские);
• игровое занятие с использованием эстафет (с участием двух и более
команд);
• контрольно-учётное занятие - мониторинг физического развития
детей;
* физкультурные коррекционные этюды;
* занятие по коррекционному физическому развитию.
«Забавные физкультуринки» – новая, более гибкая и демократичная
форма занятия. Под «забавными физкультуринками» подразумеваются
отдельные игровые упражнения, не связанные друг с другом по сюжету,
желательно, с веселыми, юмористическими названиями, которые проводятся
по эволюционному принципу (от горизонтальных положений – к
вертикальным).
«Физкультурная сказка» – это новый тип занятия по физической
культуре, в основу которого положен спектакль, целостное игровое действо с
хорошо продуманным методическим и литературным сюжетом. Такие
физкультурные сказки разрабатываются педагогом на основе больших
тематических игр. Они увязаны с календарем, государственными
23

праздниками, значимыми датами, региональными особенностями, а также
другими образовательными направлениями. Именно в этой форме наиболее
полно может быть учтен принцип сопряженного психофизического развития.
Учитывая тот факт, что большинство дошкольников нуждаются в
профилактике и коррекции тех или иных двигательных нарушений,
предложена инновационная форма физкультурно-оздоровительной работы в
виде коррекционных физкультурных этюдов. Они представляют собой
фрагменты (элементы, наброски) занятия по коррекционному физическому
воспитанию, направленные на полное или частичное решение одной из
двигательных задач. Реализуется эта форма в стиле театрализованного
действия с эмоциональными ролевыми проявлениями.

-

Педагогические технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Ритмопластика
Сказкотерапия
Подвижные и спортивные игры
Релаксация
Гимнастика пальчиковая
Гимнастика для глаз
Гимнастика дыхательная
Гимнастика корригирующая
Самомассаж

Алгоритм учебного занятия.
В основе занятия по физической культуре трехчастная структура:
подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть – продолжается 3-5-7 минут в зависимости от
возраста детей и преобладающего на данном занятии основного
двигательного режима. В ее содержание обычно входят упражнения в
лежаче-горизонтированных исходных положениях. Это ‒ медитативная,
релаксационная часть занятия, с которой всегда следует начинать
педагогический процесс. Ее задачей является подготовка психофизического
статуса детей к предстоящим учебным нагрузкам в основной части занятия.
В физиологии начальная часть занятия носит название фазы врабатывания.
Основная часть – охватывает собой 10-25 минут в зависимости от
возраста детей. Именно здесь, в последней трети основной части, должна
достигаться кульминация физиологической и психической нагрузки –
своеобразная вершина занятия. Тут решаются все поставленные
24

педагогические задачи. В физиологии эта часть занятия называется фазой
оптимальной работоспособности.
Заключительная часть – продолжается 2-4 минуты в зависимости от
преобладающего основного двигательного режима. Задачей данной части
является приведение психофизического статуса детей в нормотоническое
состояние (снизить общее возбуждение, стабилизировать эмоции,
восстановить до необходимого уровня частоту сердечных сокращений и
частоту дыхания). В физиологии заключительной части занятия
соответствует фаза восстановления.
Дидактические материалы:
- плакаты для коррекционной работы с детьми с нарушениями осанки;
- иллюстрации с изображением различных видов спорта;
- картотеки:
- игр и упражнений для каждой возрастной группы;
- видео материалов гимнастик пробуждений, физкультурных занятий,
коррекционных этюдов;
- комплексы дыхательных упражнений;
- стихов, потешек;
- кинезиологических упражнений;
- психогимнастики;
- комплексы самомассажа;
- музыкальных произведений для различных двигательных режимов;
- подборка материалов по Су-Джок терапии;
- интернет-ресурсы:
- Министерство образования науки РФ ФГАУ «ФИРО» Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования
http://www.firo.ru/
Крымский
республиканский
институт
постдипломного
педагогического образования https://krippo.ru/institut
- Гарант информационно-правовой портал - Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74 "О
введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные
зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных
объектов" http://base.garant.ru/

25

2.3.

Формы аттестации и контроля

Мониторинг физического развития и физической подготовленности
детей является обязательным и условно делится на три вида: исходный,
текущий и итоговый. Проводится он в виде игрового тестирования, когда
каждый тест является как бы маленьким спектаклем, фрагментом игрового
действия. Дети радостно, с высоким уровнем мотивации, выполняют такие
тестовые задания – только при таких условиях будут получены объективные
данные обследования моторной сферы.
Под физическим развитием (как состоянием) подразумевается
комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние
организма, а также уровень развития физических качеств и способностей,
необходимых для жизнедеятельности организма (Т. Ю. Круцевич). К
основным признакам физического развития дошкольников относятся: длина
и масса тела, обхватные размеры грудной клетки, талии, бедер и т.д.,
соматотип (конституция тела), форма грудной клетки, состояние осанки
(особенностей физиологических кривизн позвоночного столба), сводов стоп,
тонус мышц, рельеф мускулатуры; функциональные возможности сердечнососудистой системы представлены частотой сердечных сокращений в
состоянии покоя и после стандартных нагрузок, ортостатическим эффектом
(положение лежа – положение стоя), артериальным давлением, быстротой
восстановления ЧСС после стандартных нагрузок); дыхательной системы
(жизненной емкостью легких, экскурсией грудной клетки, частотой дыхания,
степенью задержки дыхания и др.).
Физическая подготовленность – это уровень достигнутого развития
физических качеств и формирования двигательных навыков ребенка в
результате специализированного процесса физического воспитания,
направленного на решение конкретных задач (Т. Ю. Круцевич).
Самым важным является исходный мониторинг, который проводится в
начале учебного года (в сентябре). Именно он (на основе полученных
данных) в дальнейшем позволит педагогу дифференцировать детей по
уровню физического развития, двигательной подготовленности (высокий,
средний, низкий уровни) и особенностям имеющихся двигательных
нарушений.
Далее разрабатывается стратегия и тактика физкультурнооздоровительной работы с той или иной типологической группой детей. В
этом плане физкультура не может быть одинаковой для всех детей данной
возрастной
группы.
Личностно-ориентированный
подход
26

(индивидуализированное дифференцирование нагрузок) должны стать
основополагающими в физическом воспитании дошкольников. Возрастает
роль коррекционного физического воспитания.
Текущий мониторинг обычно проводится в середине учебного года (в
январе) и может быть не всесторонним (когда снова выполняются все
тестовые задания), а избирательным, направленным на исследование самых
проблемных основных движений или физических качеств. Избирательность
текущего мониторинга определяет сам педагог, субъективно оценивающий
состояние двигательной подготовленности своих подопечных. Текущий
мониторинг необходим для внесения корректировок в систему физического
воспитания
дошкольников,
для
повышения
эффективности
ее
функционирования.
Итоговый мониторинг физического развития и двигательной
подготовленности проводится в конце учебного года (в мае). С его помощью
определяется эффективность работы педагога и достоверность динамики
улучшения показателей двигательного развития детей. В оценке этих
позиций основную роль играет принцип соотносительности.
Данные мониторинга заносятся в соответствующие формы документов
и (при согласовании с родителями) в виде электронного файла в
индивидуальную папку ребенка в его портфолио.

27

2.4.

Список литературы

1. Соковиков О.Б., Новикова Л.А., ЛевченковаТ.В. Развитие через
движение: формирование двигательных способностей детей 3-7 лет:
парциальная программа М.: ООО «Издательство «Варсон», 2022. – 44 с.
2. Ефименко Н.Н. Театрализация физического воспитания дошкольников
(драматизация как расширение игрового метода физического развития
детей): Учебно-методическое пособие – Винница ТОВ «Нилан-ЛТД», 2016. –
186 с.
3. Ефименко Н.Н. Педагогическая диагностика физического развития и
здоровья детей в норме и при патологии. – Томск: изд-во «Иван Федоров»,
2015 – 160 с.
4. Ефименко Н.Н. Физическое развитие ребёнка в дошкольном детстве:
методические рекомендации. Театр физического воспитания и оздоровления
детей – М.: Дрофа, 2014. – 288 с.
5. Ефименко Н.Н. Двигательно-игровая деятельность. Сценарии игрзанятий. 6-7 лет. ФГОС: физическое развитие ребёнка в дошкольном детстве:
учебно-методическое пособие – М.: Дрофа, 2014. – 144 с.
6. Ефименко Н.Н. Неправильная физкультура (в детском саду и школе) –
Винница, 2009. – 72 с.
7.
Ефименко Н.Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей
дошкольного и младшего школьного возраста. Авторская программа –
Таганрог, 2007. – 68с.
8. Ефименко Н.Н., Измайлова Т.Н. Коррекция нарушений речевого
развития в «Театре физического развития и оздоровления детей дошкольного
и младшего школьного возраста. Основные направления коррекционной
работы - Таганрог, изд. «Центр развития личности» 2007. – 48 с.
9. Дик Н.Ф., Жердева Е.В. Развивающие занятия по физической культуре и
укреплению здоровья дошкольников - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 256 с.
10. Ефименко Н.Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость
движения, постижения. – Харьков: Веста: изд. Ранок, 2004.- 64 с.
11. Ефименко Н.Н. Плантография - или о чем говорят отпечатки детских
стоп – Таганрог, 2003. – 80 с.

28

3. Приложения
Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Играй-ка»
№

Причина корректировки

Дата

29

Согласование с
зам.заведующего по
ВМР (подпись)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».