Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 15 «Дельфин» (далее – Программа) составлена соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), с учетом концептуальных положений Комплексной образовательной программы дошкольного образования «ИСТОКИ» / Научн. рук. Л.А. Парамонова. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 192 с. и Региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек» (Авт.-сост.: Л.Г. Мухоморина, Э.Ф. Кемилева, Л.М. Тригуб, Е.В. Феклистова). Разработанная образовательная программа обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка по образовательным областям: социально-личностному развитию, познавательному развитию, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию, физическому развитию. Реализация Программы обеспечивает права ребёнка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие дошкольной ступени и переходе к обучению в начальной школе. Программа ООП имеет четыре раздела: целевой, содержательный, организационный и дополнительный. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка раскрывает: - цели и задачи реализации Программы; - принципы и подходы к формированию Программы; - значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Цели Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Для достижения целей Программы первостепенное значение имеет решение следующих задач: забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; творческая организация воспитательно-образовательного процесса; вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; уважительное отношение к результатам детского творчества; единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также планируемых результатов освоения примерной ООП ДО. Содержательный раздел выступает основным разделом Программы, в котором множество взаимосвязанных компонентов педагогической системы объединяются в целостный образовательный процесс. Содержательный раздел ООП ДО включает: - описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях; - вариативные формы, способы и средства реализации Программы. Конкретное содержание образовательных областей реализовывается в различных видах деятельности детей: игра, общение, познавательноисследовательская деятельность как сквозные механизмы развития ребёнка. В содержательном разделе в соответствии с ФГОС ДО отражены: - особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; - способы поддержки детской инициативы; - особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; - традиции дошкольного учреждения. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; на парциальные программы. Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения ООП, методические материалы и средства обучения и воспитания. Включает в себя распорядок режима дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, а также организацию развевающей предметно-пространственной среды. Дополнительный раздел содержит текст краткой презентации ООП, ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.